Как хорошо, что ты не один — обзор настольной игры «Чужая планета» (Not Alone)

Добавить новость

Как хорошо, что ты не один — обзор настольной игры «Чужая планета» (Not Alone)

Как хорошо, что ты не один — обзор настольной игры «Чужая планета» (Not Alone)

Хорошее название у настольной игры Not Alone. Купил игру, и ты уже «Не один», потому что рядом с тобой твои друзья и близкие, которые играют в эту игру. Представьте себе, что ваша команда отправилась в космос, чтобы исследовать планету Артемия. Подлетая к месту высадки, в вашем космическом корабле что-то забарахлило, в результате чего звездолет рухнул на поверхность планеты, но вам по какой-то счастливой случайности удалось экстренно эвакуироваться. Теперь вам нужно заняться исследованием планеты, периодически посылая в космос сигналы SOS, чтобы вас кто-нибудь забрал с Артемии. Самое страшное, что вам кажется, будто за вами все время кто-то наблюдает… И этот кто-то — житель Артемии.

Кто не спрятался, я не виноват

Not Alone — это игра для 2-7 игроков. 1 игрок берет на себя роль таинственного существа, которое обитает на Артемии, а другие игроки играют за жертв, которые потерпели крушение на планете и теперь за ними охотится существо. Т.е. у нас есть 1 охотник и несколько жертв. Издало игру недавно на русском языке российское издательство GaGa Games, и именно на эту версию я и пишу обзор. На русском игра называется Чужая планета.

Игра карточная, в ее состав входят пухлая колода карт, маленькое картонное поле с треком, жетоны существа и деревянные разноцветные фишки и кубики, поэтому коробочка у игры небольшая.

Всего в Not Alone есть 3 типа карт — карты мест, охоты и выживания.

Карт мест бывает 10 видов. Каждая имеет свой порядковый номер и уникальное свойство, которым может пользоваться жертва, если будет прятаться в этом месте. Каждая из 10 карт выкладывается в центре стола, формируя местность планеты Артемия. По одной карте с порядковыми номерами 1-5 раздается игрокам-жертвам. В этих местах жертвы могут прятаться с самого начала игры.

Карты охоты достаются игроку-существу. С помощью них существо может более эффективно находить жертв. В ход существу доступны только 3 карты охоты, одну из которых он может разыграть (на карте написана фаза, в которую можно сыграть карту). В конце хода существо добирает карты охоты до трех.

Карты выживания нужны игрокам-жертвам. Они помогают им скрываться от существа. В начале игры каждая жертва получает по 1 такой карте. По ходу игры игроки-жертвы могут добирать новые карты выживания.

Помимо карты выживания и пяти стартовых карт местности каждая жертва получает по 3 фишки воли, которых я называю здоровьем. Каждый раз, как охотник находит жертву, та теряет одну фишку.

Суть игры заключается в том, что жертвы должны прятаться в местностях планеты и ждать прилета спасателей, а существо должно искать и находить жертв, потихоньку ассимилируя их с планетой. Каждое удачное действие отражается на специальном поле-треке. Фишка существа находится в одной стороне трека, фишка жертв с другой. Недалеко он центра поля находится ячейка победы, отмеченная звездой. Чья фишка достигнет ячейку первой, тот и победит (или жертвы спасутся, или существо ассимилирует всех пришельцев с планетой).

Правила игры ну просто очень простые. Каждый ход состоит из 4 фаз, которые отыгрываются всеми игроками одновременно.

Фаза 1 — исследование. Все игроки-жертвы должны выбрать из руки одну карту местности и сыграть ее стол рубашкой вверх. Перед этим жертвы могут сопротивляться (сбросить 1 или 2 фишки воли и вернуть в руку 2 или 4 карты со стола, сыгранные ранее) или смириться (восстановить все свои фишки воли, вернуть все сыгранные карты в руку, но за это фишка существа продвигается на одну ячейку вперед по треку).

Фаза 2 — охота. В эту фазу существо пытается угадать, где сидят другие игроки. Для этого у него есть 3 жетона. Одним он может пользоваться всегда — это жетон существа. Жетон цели и Артемии используются в определенных случаях (не буду на этих случаях зацикливаться, не суть важно). Жетоны кладутся на выбранные карточки местностей, которые лежат раскрытыми на столе.

Фаза 3 — расплата. Жертвы раскрывают свои сыгранные карты, и в зависимости от жетонов существа, лежащих на поле, отыгрываются свойства карт. Если жертва оказалась на свободной территории, то она может сыграть свойство местности, либо вернуть одну любую сыгранную ранее карту в руку. Если на карте местности лежит жетон цели, то сначала разыгрывается эффект цели, после чего жертва может применить свойство карты местности или вернуть ранее сыгранную местность в руку. Если на карте местности лежит жетон Артемии, то игрок сбрасывает с руки одну карту местности на выбор и не может сыграть свойство местности, в которой он прятался. Ну а если жертва оказалась там же, где лежит жетон существа, то она теряет одну фишку воли, а существо передвигает свою фишку по треку на ячейку вперед.

Фаза 4 — конец хода. Игроки складывают сыгранные карты перед собой столбиком, чтобы игрок-существо мог видеть все сыгранные игроками карты. Существо добирает карты охоты до трех. Фишка игроков-жертв передвигается на ячейку вперед.

Как я уже упоминал — игра заканчивается тогда, когда чья-либо фишка добирается до ячейки со звездой.

Шишки-шишки, я на передышке

Про эту игру я знал еще с прошлого года, когда изучал игры Эссена 2016 года. Интересные описания игры, занятный карточный геймплей, позитивные отзывы — про все это можно было прочитать на БГГ. Правда, я не помню уже, что меня заставило перестать следить за игрой. В какой-то момент я решил, что мне такая игра не зайдет, т.к. я не очень люблю игры, где все играют против одного игрока.

Когда в мои руки попала ГаГовская коробка, то я удивился составу игры. Мне почему-то казалось, что компонентов там будет больше. А тут вот тебе колода карт да жменя жетонов — вот и вся неизведанная планета Артемия. Но когда я начал играть, то понял, что в Not Alone всего хватает. У меня не было чувств, будто бы в коробку чего-то не доложили. Каждая карта, каждый жетон работает на все 100%. А я люблю такие игры.

До знакомства с Not Alone мне казалось, что это середнячковая игра на 6-7 баллов. Вы, наверное, не раз уже сталкивались с завышенными или заниженными ожиданиями. В данном случае у меня они были заниженными. И как же здорово, что в итоге игра превзошла мои ожидания. Причем солидно так превзошла. Обо всех своих впечатлениях я вам сейчас расскажу.

Первое, что я могу отметить в этой игре — она ничем не перегружена.Это простая и быстрая игра, которая будет понятна абсолютно любому настольщику. Если говорить простыми словами, то в Not Alone одним игрокам нужно прятаться, а другому игроку искать. У тех, кто прячется, есть хороший бонус — они всегда в конце хода двигают свою фишку спасения вперед. Но зато у фишки существа трек короче, поэтому ему вроде бы как проще победить. Проще да не проще, потому что жертвы могут прибегнуть к помощи двух карт местности, которые позволяют продвинуть свою фишку во время хода еще дальше. Для победы жертвам нужно не попадаться существу и периодически посылать сигналы SOS в космос с помощью маяка. Ну а существу нужно находить своих жертв и желательно лишать их кубиков воли. В сыгранных мною партиях не было большого отрыва одной или другой стороны конфликта. Обычно или все идут вровень, или кто-то чуть-чуть дальше, но совсем не критично.

В этой игре очень мало нюансов, которые нужно постоянно держать в голове. Жертвам нужно просто выбрать одну карту местности из руки, а существу выложить жетоны на карты местностей, чтобы предугадать действия соперников. Вот и все, что нужно знать об этой игре. Это реально очень простая настолка.

Обычно меня пугают игры, количество игроков в которых рекомендуется от мала до велика, в нашем случае от 2 до 7. Обычно, если на коробке стоят такие цифры, то это значит, что в игре есть какое-то оптимальное количество игроков, с которым играется лучше всего, а с крайними значениями будет совсем плохо. Вот я и думал, что в Not Alone лучше всего будет играть где-то впятером или вшестером, но вдвоем в нее практически не поиграешь. И знаете что? Я ошибался. По какой-то странной причине в эту игру одинаково классно играется любым составом. Сначала попробовал поиграть впятером и вчетвером — вроде все нормально прошло. Потом решил кардинально изменить количество игроков и сыграл вдвоем. И вдруг точно также все хорошо сыгралось. Никаких проблем не возникло. Конечно, когда играешь вдвоем, то свободы у жертвы становится значительно больше, поэтому сам я рекомендую играть все-таки бОльшим составом. Но вдвоем тоже вполне ок.

Я уже прикидывал в уме, почему игра не особо меняется при разных количествах игроков. В итоге пришел к выводу, что когда играешь вмногером, то существу действительно легче найти жертву. Можно сказать, что куда ни плюнь — везде жертва будет сидеть. Но с другой стороны, когда жертв много, то им проще добираться до маяков и источников, которые двигают фишку жертв вперед. Когда играешь меньшим составом, то существу сложнее найти жертв, но и жертвы продвигают свою фишку менее эффективно. Вот такой получается баланс, который вообще никак не нужно поправлять с помощью ввода новых игровых условий.

Кстати, я как-то совсем опустил описание карт местностей, а ведь они практически самое интересное, что есть в игре. Игроку-существу свойства карт местностей до лампочки, а вот игрокам эти свойства приносят большую пользу. Первые пять стартовых локации для игроков довольно просты, но потом игроки получат возможность брать в руку новые карты местностей (с цифрами от 6 до 10). Вот эти самые новые местности обладают более сильными и интересными свойствами. Первые 5 местностей дают возможность вернуть все сыгранные карты местностей назад в руку, сыграть 2 карты местностей вместо одной, а потом после второй фазы выбрать из них одну, поставить фишку на маяк или убрать фишку с маяка, взять в руку новую карту местности, которой у вас еще нету. Местности 6-10 тоже возвращают карты назад в руку, позволяют взять карту возможности, передвигают фишку спасения вперед, восстанавливают фишку воли, дают возможность исследовать больше мест в следующий ход. К сожалению, никаких других альтернативных карт местностей в коробке нету (кроме промо-карт, о которых я расскажу позже).

Большой плюс игры — это ее ассиметричность. Игра за существо значительно отличается от игры за жертву. По сути каждый игрок должен попробовать угадать действия другой стороны. Куда скорее всего положит жетон существо? Как не сделать очевидный ход? Или может лучше сблефовать и выбрать самую неочевидную карту? Этими вопросами постоянно задаются жертвы. Существо же должно проанализировать выложенные жертвами перед собой карты и предугадать, куда они могут пойти следующий раз. Чем больше выложенных карт, тем больше вероятности поймать хоть кого-нибудь. Плюс существо постоянно выбирает одну из трех карт охоты, которые помогают эффективнее ловить жертв. Часто хочется сыграть все 3 карты, но правилами это запрещено. Могу с уверенностью сказать, что всем игрокам интересно сыграть как за одну, так и за другую сторону. Правда, мне показалось, что за существо играть интереснее, потому что ему нужно каждую жертву просканировать, чтобы понять, куда она скорее всего пойдет прятаться. Играть за охотника сложнее, но интереснее.

Может выскажу непопулярное мнение, но мне игра показалась атмосферной. Автор очень грамотно передал тему игры в геймплее. У автора игры получился довольно неплохой триллер-хоррор. Единственное замечу, что существо при поимке жертвы всего лишь пытается ее «ассимилировать» с планетой. Не убивает, не вешает трупики у себя в прихожей для красоты, а именно ассимилирует. Причем ассимилированные игроки как ни в чем не бывало снова продолжают играть, да еще и имеют шанс сбежать с планеты. Т.к. я в восторге от фильма «Чужой» и «Чужие», то тематика Not Alone мне тоже очень понравилась.

Из-за своей простоты и доступности Not Alone можно порекомендовать практически любому классу настольщиков, от начинающих до самых опытных. Конечно, я не имею в виду то, что игра понравится всем и вся, маст хэв, 10/10. Конечно, найдутся те, кому игра покажется скучной и неинтересной. Но в моей компании в нее играли с удовольствием и гики, и менее продвинутые игроки. Настолка зашла всем одинаково хорошо, поэтому я и сделал соответствующий вывод.

Очень понравились арты на картах местностей. Обложка тоже хороша. Но вот с остальными иллюстрациями на картах художник почему-то не стал заморачиваться. Все карты охотника однообразные (к большому сожалению), т.к. имеют одну и ту же картинку. На картах выживания тоже нечем любоваться. Поэтому арты показались мне неоднозначными. Все силы были брошены на местности (и они клевые), а на остальное сил не хватило.

Еще один плюс игры — непохожесть на другие игры. Я не могу вспомнить каких-то аналогов этой игре. Чем больше увлекаешься настольными играми, тем больше сталкиваешься с одними и теми же механиками и приемами. Поэтому каждый раз, когда видишь что-то новое, душа радуется. Not alone порадовал меня своей свежестью.

Очень удивился, когда нашел в коробке пакетик с промо-картами. Обычно за промками нужно идти в онлайновый магазин или просить продавца в оффлайновом магазине, чтобы тот сжалился и подарил тебе промки. Тут же, пожалуйста, они сразу лежат в коробке. Промки представляют собой набор из двух карт местностей, которые заменяют местность №10, и включает еще по одной карте охоты и выживания. Сам факт наличия промок в коробке очень радует. С ними я пока еще не играл, т.к. испугался фразы, написанной на карте, лежавшей в пакетике с промками, которая гласит о том, что с этими картами игра может потерять баланс, поэтому используйте эти карты на свой страх и риск. Пока я еще боюсь рисковать=)

Есть в игре и несколько неоднозначных моментов, которые могут кому-то не понравиться.

Первый момент — высокая роль удачи. По иному Not Alone я могу назвать игрой в наперстки. Каждый игрок играет в угадайку. Одни прячутся под наперстки, другой пытается угадать, в каком наперстке находится шарик. Существу не так важно, сколько шариков будет под наперстком. Достаточно найти хотя бы один шарик. Но чем больше их там будет, тем лучше. Понять логику пряток в этой игре практически невозможно. Вы логически можете вычислить, что логичнее всего искать жертву, например, в локации №1 и в локации №4. Но у вас всего один жетон в руках, поэтому вы либо угадаете, либо нет. Ни одна жертва не будет оставлять существо всего с одним вариантом выбора действий. Жертва пытается предугадать логику существа, а существо угадывает логику жертв. Угадывания в этой игре все равно больше, чем просчета, поэтому Not Alone может не понравится тем людям, которые не любят угадаек.

Второй момент — ведение переговоров за столом чревато последствиями. Совершенно логично жертвам решить заранее, кто куда пойдет, чтобы ход был по максимуму эффективным. Но есть проблема — правилами оговорено, что существо слышит все переговоры. Жертвы могут делать намеки, показывать знаки, но шептаться и передавать друг дружке бумажку с тайным посланием нельзя. Из-за этого может получится, что все жертвы выбрали одну и ту же локацию, на которой были моментально съедены существом. В таком случае один говорит на другого — «я думал ты туда пойдешь», а тот ему отвечает — «а я думал ты туда пойдешь». Лично мне этот момент нравится. Особенно если ты играешь за существо. Если бы игроки могли тайно договариваться, то у существа не было бы шансов на победу. Поэтому в открытости и кроется прелесть игры.

Третий момент — реиграбельность. Я так и не смог определиться, на сколько реиграбельна для меня эта игра. Для несложного филлера реиграбельности в игре хватает, т.к. в двух партиях подряд невозможно совершать одни и те же действия. Вы будете прятаться в разных локациях, будете играть разные карты охоты и выживания. С другой стороны, перед вашими глазами будут все те же 10 карт местности. Да, десятую можно менять с помощью промо-карт, но это не сильно помогает. Поэтому, конечно, через какое-то время игра начнет приедаться. Когда это наступит — зависит от конкретного человека. Мне играть не надоело, и я пока не знаю, когда может надоесть. Может, если играть каждый день в одной и той же компании, то игра приесться быстро. Но такое можно сказать практически про любую игру. На мой взгляд, для такой простой и быстрой игры, как Not Alone, реиграбельности хватает выше крыши. Конечно, было бы здорово, если бы в игре был комплект альтернативных 10 локаций, но в базе этого нету, зато обещают сделать в дополнении, которое скоро выйдет. Вот с допом точно все с реиграбельностью будет в порядке.

Минусы?

В каждой игре, на которую я делаю обзор, я стараюсь находить плюсы, неоднозначные моменты и минусы. Все это я записываю на листочек и потом расписываю в статье. Я нарисовал на листочке знак «минус» и стал думать, что же мне в игре не понравилось. Минуту думаю, две, три… И понимаю, что я не могу найти, к чему придраться. Неоднозначные моменты, которые на любителя, в игре есть. Про них я уже написал. Это моменты — все вкусовщина — кому-то это минус, кому-то плюс. Я честно не знаю, что написать про Not Alone плохого. Для меня это клевая игра, в которую я с удовольствием поиграл и хочу играть еще. Это очень «гаговская» игра. Кажется, будто бы она была сделана прямо для этого российского издательства. Только ГаГа может издавать такие прикольные игры.

Тем не менее, Not Alone — это не 10/10. Наверное, вы хотите узнать, почему мне игра дико понравилась, т.к. минусов в ней я не вижу, но 10 баллов поставить ей не могу. Дело в том, что эта игра хороша, как филлер. Это клевая маленькая, быстрая настольная игра. Особой глубины в ней нету. Где-то не дорисовали до шедевра, где-то не доложили новых карт локаций, но вместе с тем это очень хорошая игра с классным гейплеем. Неожиданно хорошая. Как я уже писал в начале статьи — я думал, она будет хуже, но результат убедил меня в обратном. На мой взгляд это один из лучших филлеров, в который я играл в 2017 году. Я не просто не могу не рекомендовать Not Alone. Это действительно отличная веселая и интересная настольная игра.


Страница настольной игры Not Alone на сайте магазина GaGa Games

Подробнее >>>

Теги:


Top