Когда за дело берутся братья — обзор настольной игры «Холмс: Шерлок и Майкрофт»

Добавить новость

Когда за дело берутся братья — обзор настольной игры «Холмс: Шерлок и Майкрофт»

Когда за дело берутся братья — обзор настольной игры «Холмс: Шерлок и Майкрофт»

Иногда сидишь и думаешь — откуда GaGa берет все эти клевые игры, о которых я раньше ничего не знал? Она неожиданно анонсирует что-то, и ты потом долго пытаешься вспомнить, слышал ли что-нибудь об этой игре. «Да! Мы локализуем игру Холмс: Шерлок и Майкрофт!«, — кричит ГаГа в соцсетях, а у меня в голове начинают работать шестеренки памяти. Наверное, это что-то дедуктивное, с элементами блефа. Какой-нибудь детектив с полем и карточками. Получаем подробности кровавого дела, бродим по карте, расследуем убийство или кражу. Но ведь я равнодушен к детективам, и мне не так просто испытать восторг от анонса локализации.

А потом захожу на БГГ, и что я вижу — оказывается, это совсем не та игра, про которую я думал. В механиках значатся мои любимые worker placement и set collection. И вот тут игра засияла уже новыми красками. О да, я хочу эту игру прямо здесь и сейчас!

Как вы знаете, с ГаГой я очень хорошо дружу, поэтому Холмс добрался ко мне в считанные сроки, и я готов вам рассказать про него всю правду.

Особенности игры

Если открыть коробку игры, то ничего особенного вы там не найдете. Колода карт, жетоны расследования в виде луп (довольно прикольные кстати), деревянные миплы, небольшое игровое поле (ооооочень здоровски оформленное). Качество, как всегда, хорошее. Но у игры есть несколько занятных характеристик, которые выделяют ее.

Самое интересное для меня в этой игре — одна абсолютно дуэльная. Т.е. рассчитана строго на двоих игроков. Не могу сказать, что в последнее время я встречаю много хороших дуэлек. Как правило, все нынешние игры варьируются от 2 до 5 игроков. Если вы любите играть строго вдвоем, то вам уже должна быть интересна эта игра.

Еще мне понравилась завязка игры. 24 февраля 1895 года в Лондоне прогремел взрыв в парламенте. В организации теракта подозревают Майкла Чэпмена, которого не раз видели в обществе анархистов. Расследовать дело поручили Майкрофту Холмсу. Но родители Майкла наняли своего детектива, Шерлока Холма (брата Майкрофта), который должен доказать невиновность их сына. Игра основана на противостоянии умов братьев. Очень хорошая интрига получилась. Жаль, что она никак не связана с игрой=)

Правила

По правилам Холмса игроки должны заниматься поисками улик, и в этом им помогают разные игровые персонажи. Расследование длится ровно 7 дней, которые отмечены ячейками на игровом поле. На этих самых ячейках будут располагаться персонажи, к которым могут обращаться игроки за помощью. Возле игрового поля размещается колода улик, рядом с которым раскрывается ряд из 4 карт улик, лежащих лицевой стороной вверх. Игрокам будут доступны почти всегда только открытые карты, которые в конце хода игрока пополняются, если тот возьмет одну или больше карт из ряда.

Холмс — несложная игра с простыми правилами. Вся ее сложность заключается в разнообразных свойствах персонажей. В самом первом раунде (коих в игре 7) игрокам доступны 3 базовых персонажа и один новый, вытянутый из колоды персонажей, который занимает свободную ячейку первого дня. Далее игроки по очереди кладут свои миплы (у каждого их по 3 штуки) плашмя на карточки персонажей, сразу же выполняя их свойства (помните, что нельзя класть мипл на ту карту, где уже есть другой ваш мипл). У каждого персонажи свои интересные уникальные свойства. Например, у стартовых персонажей такие абилки — сбросить жетон расследования и взять себе одну карту улик из ряда/ получить 3 жетона расследования/ сбросить 3 жетона расследования и взять 2 карты из ряда.

Когда все миплы будут разложены по картам, наступает конец дня, во время которого проверяется, нет ли на картах сразу двух миплов. Если есть, то такая карта переворачивается рубашкой вверх на один ход (в следующем дне эта будет будет недоступной). Это правило не действует на трех стартовых персонажей, о которых я писал выше.

Далее начинается новый день — раскрывается новый персонаж из колоды, который кладется на новую ячейку. Миплы возвращаются в «стоячую» позицию, и игроки снова их раскладывают по картам персонажей.

Карты улик представляют собой обычные пронумерованные карточки с нарисованными лупами и уликами. Игроков интересуют только числовые значения карт, которые варьируются от 3 до 9. Также есть еще карты джокеров и карты планов, которые работают немного иначе. Полученные карты улик игроки выкладывают перед собой в столбик, сдвигая карты так, чтобы соперник видел количество карт в столбике.

Джокеры заменяют собой любую карту. Но в одном столбике может быть только один джокер.

Карты частей планов работают следующим образом — чем больше вы соберете таких карт, чем больше получите очков в конце игры. Так, за одну карту плана вас оштрафуют на одно очко, за две карты вы получите одно очко, за три дают 3 очка и т.д.

Когда заканчивается седьмой день, игроки приступают к подсчету очков. Сначала они сравнивают все улики каждого типа между собой по порядку. Игрок, с наибольшим количеством улик одного типа получает число очков, равное разнице между ценностью улики (ее номер) и количеством карт этого типа у соперника. Например, у Васи 4 девятки, у Пети 2. В итоге Вася получает 9-2=7 очков.

Если игрок собрал все карты улик одного типа, он получает дополнительно 3 очка.

Далее начисляются очки за карты планов.

В самом конце игроки получают по -3 очка за каждую карту джокера, оказавшуюся единственной в наборе. Такое может быть, если вы решили не добавлять джокер к набору, который у вас есть, оставив карту для нового набора, но не сумели набрать под него карт.

Игрок, набравший больше очков, побеждает в игре.

Мнение Ватсона о Холмсах

Я действительно очень хотел познакомиться с настольной игрой Холмс (буду называть ее так, чтобы быстрее было), потому что мне нравится механика сбора сетов, и игр с такой механикой у меня в коллекции не очень много. Правда, в итоге оказалось, что это не совсем сбор сетов (хотя везде в описании игры вы найдете указание, что в игре сбор есть). Все же это больше игра на мажорити. Вам совершенно не нужно иметь очень много карт одного типа. Достаточно иметь просто на одну больше, чем у соперника. В моем понятии сет коллекшн — это когда 5 красных карт дают столько-то очков, 3 синие столько-то, а сет из разноцветных карт 10 очков. И ты пытаешься каждый ход ухватить именно ту карточку, которая принесет тебе больше всего очков.

В Холмсе примерно то же самое, только по духу игра ближе к какому-нибудь Koryo. В целом, кажется, что все это я где-то видел раньше, но только совсем не в такой форме. В данной настольной игре элементы взяты из разных игр, но вместе все смотрится довольно интересно. Да, есть мажорити, но свойства заложены не в картах, которые вы набираете по ходу игры, а в персонажах, на которых вы ставите своих миплов. Довольно интересное решение, между прочим. Автор игры постарался сделать персонажей на разный вкус, но по большей части они завязаны на получении жетонов расследования и карт улик.

Приведу вам в пример свойства нескольких моих любимых персонажей:

  • Инспектор Грегсон просит сбросить от 2 до 6 жетонов расследования, чтобы взять от 1 до 3 улик;
  • беспризорник Виггинс приносит 5 жетонов расследования;
  • журналист Лангдейл Пайк за сброс жетонов расследования дает возможность взять карту улики прямо с колоды взакрытую и никому ее не показывать до самого конца игры;
  • собака Тоби приносит жетоны расследования в количестве, равном количеству разных типов улик у игрока;
  • Виолетта Хантер позволяет обменять карту игрока на карту из ряда улик;
  • воровка Ирэн Адлер нагло ворует карты у другого игрока, но просит за это немало жетонов расследования.

Классно придумано, что все эти персонажи появляются в игре в разное время. Во время подготовки игры все персонажи перемешиваются в одной колоде, и после старта вам может выпасть что угодно. Некоторые персонажи сильны в начале игры, а некоторые в конце, поэтому их полезность варьируется от времени появления на поле.

Оба игрока всегда оказываются в равных условиях. Они вольны обращаться к услугам любым открытых персонажей. Ваш соперник не сможет закрыть вам доступ к какому-то конкретному персонажу, поэтому все дороги к уликам у игроков одинаковые. Интересен момент, что если два игрока выберут одну и ту же карту, то она пропадает на один ход. Это значит, что самые сильные и вкусные карты не всегда будут доступны игрокам.

Если я ничего не пропустил, очередность игроков не меняется после каждого раунда. Поэтому тот, кто начал ходить первым, будет первым всегда. Сначала мне показалось это дисбалансным, ведь первый игрок всегда выбирает карты из ряда первым, но потом все-таки решил, что особой роли очередность хода не играет. После взятия карт из ряда первым игроком, второму игроку могут попасться более интересны улики. Так что дисбаланса тут точно нету.

Карты улик простые и понятные, как таблица умножения. Порядковый номер карты — это и победные очки, и количество таких карт в колоде. Наверняка, вы сразу решите, что с самого начала игры стоит устроить охоту за девятками, восьмерками и семерками, т.к. за них можно получить много очков. Но на самом деле не стоит недооценивать мелкие карты. Например, можно собрать целый сет троек и получить за них 6 очков (3 за номинал карты и 3 дополнительных за сет). Собрать все 9 девяток у вас вряд ли получится. К этому выводу пришел только спустя несколько партий.

Джокеры — интересный тип карт. Они позволяют добить сет, вырвавшись вперед, не бросаясь в поиски карты с нужным порядковым номером. Если вам срочно нужна семерка, а она не попадается на рынке, то вы можете взять джокер и использовать его в качестве семерки. но помните, что в сете не может быть больше одного джокера. Это хорошее правило.

Но скажу честно, что после первой партии меня ждало какое-то… ну вот не то чтобы разочарование, но легкое недоумение точно было. Я тогда проиграл в пух и прах со счетом 6-20. Я ожидал от игры чего-то большего, какого-то фейерверка сбора сетов и разных путей достижения победы. А тут просто брали-брали карты, вроде с одинаковой скоростью, а я почему-то проиграл. Тогда я сделал для себя вывод, что в этой игре нужно просто смотреть, чтобы противник не был на одну карту богаче, чем ты. Т.е. нужно и самому стараться вырваться вперед по одним картам, и от соперника не отставать по другим.

Игра оказалась несколько проще, чем я думал. Наверное, у меня были просто завышенные ожидания. Первая партия показалась не шибко стратегичной. Вроде все выставления миплов на персонажей были логичны и перспективны, но  что-то у меня не получилось. Некоторые персы мне виделись вовсе совсем неиграбельными.

Поверьте, после первой партии у вас будут практически такие же ощущения, потому что игра глубже, чем кажется, и ее нужно хорошенько изучать. В первой игре почти все персонажи вам будут казаться одинаково непонятными. Чтобы понять прелесть перса, нужно поиграть несколько раз. Самое простое, типа возьми жетоны расследования или набери карты улик, вам всегда будет понятным и самым востребованным. А вот чувство, когда нужно выбрать сброс карт из ряда, когда украсть у соперника карту, когда сбросить карту и набрать жетоны, когда поменять свою карту на карту из ряда, придет только с опытом. Поэтому после первой партии игра может показаться слегка простоватой, но со временем она начнет умнеть на глазах. Другое дело, захотите ли вы ждать, пока к вам придет понимание игры…

Ни в коем случае не хочу вас запугать, что игра настолько глубокая, что сложность ее аж зашкаливает. Нет, это по-прежнему маленькая, быстрая, простая игра. Но чем больше в нее играешь, тем больше понимаешь, как в нее нужно играть. Оказывается, все персонажи по своему классные. Главное понять, в какой момент кого лучше использовать. По сути в начале раунда вы уже должны прикинуть, как потратите всех трех миплов. Т.е. я бы даже сказал, что в игре есть некий элемент программирования. Конечно, соперник будет вносить коррективы в вашу программу, поэтому нужно быть готовым к тому, что придется что-то менять по ходу раунда. Например, у вас украдут карту и вы уже не будете являться лидером ее типу, а значит нужно наносить ответный удар.

Я пишу эти строки, а в голову приходят еще всякие неожиданные вещи, которые могут случиться в игре. Например, у вас могут украсть карту и вы останетесь с одним джокером, за которого получите 3 штрафных очка, хотя этого не было в ваших планах. Т.е. в каком-то плане Холмс — это игра неожиданностей, когда после одного действия игрока может поменяться вся ситуация на поле.

В коробке есть также дополнительные сюрпризы, которые покажутся интересными опытным игрокам. Первая дополнительная штучка — это двусторонняя карта Майкрофт/Холмс. Эта карта позволяет резервировать карту из ряда. Если вы играете за Холмса и эта хитрая карта лежит стороной Холмса вверх, то вы можете в свой ход взять карту из ряда улик себе, развернув ее на 90 градусов. Это пока еще не ваша карта, но ее можно будет развернуть и поместить в ваш ряд. Если вы получите возможность взять карту из ряда улик, то вы можете вместо этого воспользоваться зарезервированной картой. Если применить свойство карты Майкрофта/Холмса, то она переворачивается другой стороной, и этой возможностью может воспользоваться другой игрок. Всего можно иметь в наличии только одну зарезервированную карту. Если ее не применить до конца игры, то она принесет штрафные очки.

Идея этой карточки прикольная. Она позволяет забрать нужную карточку из-под носа соперника даже тогда, когда у вас нет возможности ее забрать по обычным правилам. Допустим, вы не хотите, чтобы соперник забрал девятку, сами взять ее не можете, поэтому берете и резервируете карточку. Выгодно.

Следующая штука, которую можно добавить в игру — это 2 отрицательных персонажа. Они замешиваются в общую колоду персонажей. Когда они выходят из колоды во время первой фазы, то их свойство разыгрывается, персонажи уходят в сброс, а вместо них вытягивается новый персонаж. Мориарти заставляет игроков 2 раза скинуть или улику, или 2 жетона расследования, а Моран вынуждает игроков положить плашмя по одному своему миплу, оставив их только с двумя миплами на раунд.

Дополнительные карты рекомендуется вводить игру только в том случае, когда вы освоите хорошо базовые возможности игры.

Оформление игры мне показалось очень приятным. Теплые тона, хорошо подобранные шрифты, харизматичные персонажи. Приятно держать игру в руках и разглядывать рисунки. Особенно мне понравилось игровое поле, которое оформлено под обшарпанный журнал Ватсона.

Что можно сказать о минусах игры? Я не выводил эту часть обзора отдельной главой, потому что, если честно, не нашел в игре очевидных минусов. По геймплею вообще по-моему все идеально, ни к чему не подкопаешься. Да, не все персонажи одинаково полезны на том или ином отрезке игры, но это не баг, а фича. Была у меня небольшая заминка в первой партии, когда я не мог понять, по какому принципу различить миплов игроков. Одни фиолетовые, другие оранжевые. Кто из них кто? Дедуктивным методом вычислил, взглянув на коробку, что цвет плаща Шерлока ближе к коричневому, значит он оранжевый. А Майкрофт тогда будет фиолетовым. Также, наверное, не самым приятным сюрпризом оказалось то, что игра вообще никак не связана с детективным жанром, да и самого духа Англии в игре не чувствуется. Настолка могла в себя вместить совершенно любую тему. Например, подготовка к Новому Году, сбор грибов, комплектация штата сотрудников в фирме — да все, что угодно. Но все это не делает игру плохой.

С другой стороны вау-эффекта я не получил, как бы мне этого ни хотелось сделать. Совсем недавно я играл в Чужую планету, и это очень классный филлер, который вызвал у меня щенячий восторг. А Холмс — это просто хороший филлер. Умный, компактный, быстрый, дуэльный, глубокий, но ничего экстраординарного в нем я не нашел. Ругать игру действительно не за что, и я ее с удовольствием оставлю в коллекции, т.к. порою мне очень нужны под рукой хорошие дуэльные быстрые игры. По ощущениям игра на семерочку для меня, что весьма неплохо (но хотелось бы чуточку больше=)).

Итог

Холмс: Шерлок и Майкрофт — совсем не детективная игра, как это может сразу показаться, но тронуть она вас может своей тактической глубиной и многовариантностью развития событий. Это игра про сбор карточек с победой по мажорити. Что-то в ней есть от сбора сетов, что-то от размещения рабочих, а в целом получается неплохая быстрая дуэльная игра для широкого круга игроков. Если вы любите дуэльные игры, в которых нужно думать — обратите свое внимание на Холмс: Шерлок и Майкрофт.


Страница настольной игры Холмс: Шерлок и Майкрофт на сайте магазина GaGa.ru

Подробнее >>>

Top